Лидеры практического здравоохранения считают, что все казахстанцы достойны медицины "с человеческим лицом". Известные деятели здравоохранения Казахстана написали открытое письмо, в котором обозначили острые проблемы существующей системы медицинского обслуживания граждан и предложили меры по её оздоровлению, передает Aikyn.kz.
Informburo.kz опубликовала обращение медиков.
"Декларация эффективного и доступного здравоохранения
От лидеров практического здравоохранения Казахстана
Мы, практические врачи, организаторы здравоохранения, учёные-медики, представители общественных объединений и бизнес-сообществ в области здравоохранения, выражаем глубокую озабоченность нынешним состоянием дел в здравоохранении страны.
Результатом многочисленных реформ, много лет принимавшихся в отсутствии долгосрочного видения путей развития отрасли и без реального обсуждения с участием представителей практического здравоохранения и общественности, явилась потеря доверия граждан из-за неэффективного управления, высокого уровня коррупции, деморализации и текучести кадров в здравоохранении.
Наглядным примером является Национальный проект "Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина "Здоровая нация". Принятый лишь полгода назад, этот стратегический документ уже требует серьёзного пересмотра касательно инвестиций в строительство больниц, роли Фонда обязательного социального медицинского страхования (ФОСМС) и децентрализации гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Выбранные приоритеты в области продвижения здорового образа жизни, а также многие другие задачи и запланированные мероприятия не выдерживают серьёзной критики.
Теперь ставится вопрос о централизации закупки медицинского оборудования, в то время как десятилетняя практика централизованной закупки лекарств продолжает вызывать множество нареканий из-за своей неэффективности и коррупционной составляющей.
Между тем в отрасли здравоохранения страны накопилось множество реальных проблем. К ним следует отнести отсутствие готовности к новым эпидемическим угрозам, непрозрачные и крайне запутанные схемы финансирования в рамках ГОБМП и ФОСМС, отсутствие реальной конкурентной среды в больничном секторе, проблемы правовой защиты медработников, низкий уровень подготовки кадров и многое другое.
Мы, как лидеры практического здравоохранения, считаем своим гражданским и профессиональным долгом активно участвовать в обсуждении государственных инициатив и давать конкретные предложения, основанные на нашей ежедневной практике на местах. Надеемся, что в условиях, когда в Казахстане взят курс на слышащее государство, наши предложения всё же будут услышаны и приняты во внимание.
Результатом диалога должен стать пересмотр многих стратегических и операционных документов, принятых в последнее время Министерством здравоохранения.
Далее представлено стратегическое видение того, как с нашей точки зрения должна развиваться отрасль здравоохранения Казахстана. Мы считаем, что здравоохранение должно иметь профилактическую направленность, быть готовым к будущим пандемическим угрозам, основываться на демократических принципах и доступности для всех граждан, быть пациент-ориентированным, конкурентоспособным, компетентным, справедливым, технологичным и прозрачным.
- Профилактическая направленность
Государство обязано обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан. Основу для этого должна составлять деятельность высокопрофессиональных санитарных врачей и эпидемиологов с глубокими знаниями и практическим опытом, специалистов по вирусным, бактериальным, паразитарным заболеваниям, воздушно-капельным, кишечным инфекциям, а также неинфекционным болезням. Помимо контрольно-надзорных функций, они должны уметь правильно оценивать эпидемиологические тенденции, оценивать семейно-очаговую заболеваемость, детально проводить эпидемиологические расследования и дифференциальную диагностику заболеваний, осуществлять практические мероприятия по ликвидации очагов инфекций и снижению рисков хронических болезней.
- Устойчивость к эпидемическим угрозам
Важно проводить системную планомерную централизованную работу по своевременному выявлению глобальных эпидемических рисков и оперативному реагированию на них. Предупреждение будущих эпидемий и пандемических угроз должно основываться на опыте, накопленном в условиях нынешней пандемии, формировании доверия и взаимного уважения между гражданским обществом, представителями госорганов и профессиональным сообществом, научных знаниях и открытой коммуникации с активным привлечением экспертных мнений, а также базируясь на оперативных данных, продвинутой системе контактного слежения, раннего оповещения и быстрого реагирования.
- Демократичные принципы
Граждане должны активно участвовать в вопросах охраны здоровья и при этом нести индивидуальную ответственность за предупреждение болезней на основе самостоятельных информированных ответственных решений, в том числе с использованием социальных сетей, мобильных приложений и других технологий. Государство должно просвещать граждан о том, как предупреждать болезни с помощью здорового питания, регулярной физической активности, об отказе от вредных привычек.
- Всеобщая доступность
Любому пациенту независимо от достатка, социального положения и места жительства должна предоставляться возможность свободного и осознанного выбора врача или медицинской организации. Это достигается на основе первичной медико-санитарной помощи, а также в рамках гарантированного государством объёма бесплатной медицинской помощи, обязательного и добровольного медицинского страхования.
- Пациент-ориентированность
Все граждане достойны медицины с "человеческим лицом" и при этом должны проявлять уважение к профессиональным и человеческим достоинствам медработников. Врач должен быть мотивирован лечить пациентов качественно и с добрым настроем, получая достойную зарплату, но не только за лечение болезней, а скорее за умение сохранить и восстановить здоровье своих пациентов. В оказании медицинской помощи приоритетной должна быть сервисная модель. При этом важно помнить, что медработник – это не чья-либо обслуга, врач – это слуга здоровья и медицинской науки.
- Конкурентоспособность
Независимо от форм собственности все медицинские организации должны иметь равный доступ к ресурсам здравоохранения, включая бюджетные. Необходимо предоставить автономию медицинским организациям, предусмотреть возмещение за оказываемые услуги по адекватным тарифам, включающим капитальные затраты и амортизационные расходы, стремиться к внедрению прогрессивных моделей финансирования медицинских услуг, ориентированных на качество и результат. Результатом истинной конкуренции является улучшение сервиса и качества медицинского обслуживания, прозрачность в управлении и мобилизации всех мощностей и ресурсов, реальные стимулы для развития компетенций медработников, их мотивации в вопросах оказания пациент-ориентированных услуг.
- Компетентность
Медработники должны стремиться к знаниям, основанным на доказательной медицине, а также постоянно совершенствовать практические навыки. Для этого все этапы профессионального развития должны обеспечиваться качественным образованием. Помимо медицинских вузов, ключевую роль в этом должны выполнять профессиональные ассоциации и экспертные сообщества, деятельность которых должна быть направлена на внедрение науки в клиническую практику, утверждение протоколов диагностики и лечения, аккредитацию медицинских организаций и другие функции.
- Справедливость
Медработники обязаны нести полную, в том числе юридическую ответственность за халатные действия и неэтичное поведение, проявлять нетерпимость к низким стандартам медицинского обслуживания и небезопасной практике. При этом они должны быть обеспечены полноценной юридической защитой от несправедливых судебных преследований, огульности и тенденциозности в принятии обвинительных решений.
- Технологичность
Здравоохранение должно быть обеспечено современными технологиями, эффективными лекарствами, а также изделиями медицинского назначения. Вопросы их истинной востребованности, а также приобретения, особенно в рамках государственной закупки, должны решаться транспарентно, на конкурентной основе, при обязательном участии специалистов-медиков и профессиональных сообществ. При этом гражданам должно быть предоставлено право активного участия в решении вопросов государственных инвестиций в здравоохранении, в частности, касательно строительства и оснащения больниц, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
- Прозрачность управления здравоохранением
Важно обеспечить полноценный общественный контроль деятельности органов здравоохранения на принципах истинной меритократии, недопущения коррупции, нетерпимости бюрократии, непотизма, недобросовестности и высокомерия чиновников.
В нынешней беспрецедентной ситуации с пандемией Covid-19 необходимы неординарные решения и рациональные инвестиции в будущее общественного здоровья и модернизацию системы оказания медицинской помощи.
Вместе с тем это уникальная возможность отказаться от устаревших стереотипов и реализовать новую справедливую и эффективную парадигму здравоохранения.
Перезагрузка в системе здравоохранения должна концентрироваться на приоритетных и долгосрочных задачах, планирование и реализацию которых важно осуществлять путем открытого обсуждения и вовлечения представителей практического здравоохранения и гражданского общества, являющихся истинными бенефициарами службы охраны здоровья".