Директор Национального музея Казахстана, экс-министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы обратился к мировому научному сообществу с просьбой восстановить историю возведения мавзолея Алаша-хана. Он рассказал о своем исследовании в документальном фильме и разместил его в социальных сетях.
«Сегодня я решил обратиться к международному сообществу, чтобы узнать, кто такой на самом деле Алаша хан. Конечно, мое мнение спорное, может, вызовет международный резонанс, но это, несомненно, вызовет интерес к нашей истории, к нашим истокам», - сказал Арыстанбек Мухамедиулы.
Экс-министр пытается выяснить, кто такой Алаша-хан, основываясь на различных легендах и международных мифах, опровергая иррациональные утверждения о нем.
«Многие поддерживают идею, что Алаша-хан и Чингисхан - одно лицо. Поэтому пора обратиться к историкам и ученым мирового уровня с просьбой найти ответ на вопрос, который веками ждал своего разрешения», - сказал А.Мухамедиулы в своем видеобращении.
«Во-первых, чей мавзолей может быть выше мавзолея самого Джучи-хана? Или можно поставить вопрос по-другому: возможно ли возвести бóльший по размерам мавзолей другому человеку рядом с мавзолеем знаменитого Джучи-хана? Однако с исторической точки зрения мавзолей Джучи-хана был возведен гораздо ранее, чем тот, другой, прозванный в народе мавзолеем Алаша-хана. Причиной этого можно считать смерть Джучи-хана раньше своего отца в 1227 году. Чингисхан приказал построить большой мавзолей для своего первого сына.
Во-вторых, размеры мавзолея Джучи-хана - 9,55×7,25 метра, высота - 7 метров, а размер мавзолея Алаша-хана имеет бóльшие параметры - 9,73×11,9 метра, в том числе высота купола - 10 метров!
В-третьих, при входе в мавзолей Алаша хана мы отчетливо видим знак следа волка, который был специально нанесен на особый кирпич кладки. Само слово «Алаша» означает «волк». Древние тюрки считали себя потомками Синего Волка и поклонялись ему.
В-четвертых, в мавзолее Алаша-хана построены лестницы особого военного оборонительного назначения, которые больше нигде в сооружениях культовой архитектуры того времени не встречаются, ни в мавзолеях Арыстан-баба, Ходжа Ахмеда Яссауи и других исторических личностей на казахской земле, ни и в Центральной Азии в целом.