Бюджеты квазигоспредприятий «вывести в свет» требует депутат Мажилиса Берик Дюсембинов, передает Aikyn.kz со ссылкой на телеграм канал Азата Перуашева.
Фракция «Ак жол» считает, что бюджет квазигоспредприятий являются непрозрачными для общества, а их ресурсы служат не государству, а узкому кругу лиц.
«Демократическая партия «Ак жол» уже на протяжении ряда лет ставит такое требование Правительству в ходе ежегодного утверждения республиканского бюджета и отчётов о его исполнении. Речь идёт об обеспечении прозрачности и подотчётности перед обществом такой огромной части нашей экономики, как квази-государственный сектор», - озвучил депутатский запрос Берик Дюсембинов.
По оценкам экспертов, в него входят 6,5 тысяч юрлиц, которые составляют более 60 процентов экономики Казахстана.
Уставной капитал квазигоспредприятий формируется и регулярно пополняется на миллиардные суммы из госбюджета, как и значительная часть расходов. Однако как эти деньги тратятся, включая содержание офисов и автомобилей, премии и бонусы – неизвестно ни обществу, ни парламенту. И тем более неизвестно, какие доходы они получают и как распоряжаются этими доходами.
Эта часть госсредств расходуется вне бюджета и скрытно от общества. Именно там происходят системные нарушения, процветает коррупция. Национальные компании и госпредприятия служат источником бесконтрольного обогащения за счёт государства, здесь регулярно всплывают коррупционные схемы, при гигантских убытках менеджеры выписывают себе многомиллионные премии и формируют огромную долю внешнего долга.
Поэтому важнейшая задача - вернуть под контроль общества и парламента бюджеты квазигоспредприятий.
Иначе получается, что общество и парламент не видят доходы от 60% экономики!
Вот где огромные ресурсы, скрытые от государства.
И речь здесь не только о Фонде «Самрук-Казына», который у всех на слуху.
Это и холдинг «Байтерек», и всевозможные РГП, АО и ТОО при министерствах и акиматах, вроде «СК-Фармация», холдингов «Зерде», «Парасат» или СПК и т.д.
По сути СПК – это тот же «Самрук-Казына» на уровне регионов. Они создавались для поддержки МСБ, но пора понять, сколько на них тратят государство и сам бизнес, и какая отдача от этих структур.
Их бюджеты, расходы и доходы должны стать максимально прозрачными, включаться в республиканский и местные бюджеты, а их руководство - отчитываться перед обществом о достигнутых результатах.
Вся полученная чистая прибыль нацкомпаний и госпредприятий должна поступать в бюджет.
При необходимости расходов – руководство должно приходить в парламент и публично доказывать необходимость затрат по каждой статье.
Если через 5-10 лет после создания какая-то госкомпания всё ещё просит деньги у государства – значит, она работает не на государство, а на свой карман. Такие компании нужно ликвидировать, на их место придёт частный бизнес, который будет работать на свои деньги, да ещё платить налоги в бюджет.
Второй резерв – это все обязательные платежи граждан и бизнеса, которые хоть и называются «накопительными», «страховыми» или «обязательными членскими взносами», по сути, превратились в дополнительные налоги.
Если учитывать обезличенное использование средств Фонда медицинского и социального страхования, периодические скандалы в ЕНПФ, – то управление этими фондами, их расходы, зарплаты и премии также должны проходить через открытое обсуждение и контроль в Парламенте.