Для Алматы предлагают построить город-спутник под названием G4 City, рассказывает ru.aikyn.kz.
Города-спутники впервые появились в Европе XIX-XX вблизи крупных промышленных объектов. Это нарушало санитарные требования. Поэтому с середины ХХ века начали строить города-спутники вблизи мегаполисов, чтобы перевести туда часть производственных объектов. Однако это было непросто. Дело в том, что частные компании не были заинтересованы в переносе заводов в другие города. Кроме того большие затраты требовались и на то, чтобы проложить к городу-спутнику дороги и инженерные коммуникации, построить дома и здания.
Мировой опыт?
Один из городов-партнеров - Куинстаун. Это город под Сингапуром. Сегодня это самостоятельный населенный пункт, население которого превысило 95 тыс. человек. Рост численности населения Москвы вынудил власть строить город-спутник. В 1960-х годах началось строительство Зеленограда. Сегодня в нем проживает 237 тысяч человек.
В свое время в окрестностях столицы Испании Мадрида планировалось построить 7 городов-спутников. Однако построен был только Трес-Кантос, расположенный в 22 километрах от Мадрида. Развитию Трес-Кантоса способствовал расположенный здесь технологический парк.
Город-спутник Алматы
Сегодня в Алматы и его окрестностях проживает 2,5 млн. человек. Более 700 тысяч автомобилей загрязняют атмосферный воздух южной столицы Казахстана. Однако ни пробки, ни длинные расстояния, ни загрязненный воздух не пугает людей. Желающих переехать в Алматы не убавляется. В связи с чем, здесь растут цены на жилье, продукты питания и транспорт.
Что известно о новом проекте G4 City
Город-спутник G4 City планируется построить вдоль дороги Алматы-Капшагай. Название города не случайно. 4 G означает 4 характеристики города. Он будет представлять из себя деловой и финансовый центр (Gate City), центр образования, медицины и культуры (Golden City), международный транспортно-логистический центр(Growing City) и курортную зону (Green City), так как будет располагаться вдоль Капшагайского водохранилища.
Впервые о городе-спутнике заговорили в 2006 году. С тех пор концепция проекта и инвесторы неоднократно менялись, но результата не было. С 2008 по 2019 годы на разработку плана проекта, и другие цели было выделено около 37 млрд тенге. Сегодня над проектом работает сингапурская компания Surbana Jurong. В плане строительство города численностью 220 тыс. человек. Строительство города должно быть завершено до 2030 года.
Нужен ли новый проект?
В окрестностях Алматы располагаются населенные пункты: Талгар, Каскелен. Если инвестиции направить на их развитие, то Алматы просто увеличится, что не решит проблему дорожных пробок. В то же время если Капшагай войдет в Алматы, то туда может переехать большая часть алматинцев.
Во-вторых, если между Алматы и Капшагаем не будут построены скоростные железнодорожные сообщения, то это создаст еще одну пробку. В-третьих – необходимо создать рабочие места, а для этого перевезти в город-спутник часть компаний из Алматы. Но в данное время желание переехать в отдалённый Капшагай у предпринимателей не возникло, несмотря на специальную экономическую зону «Алатау» и налоговые льготы.
В-четвертых, станет ли небольшой городок финансовым и международным транспортным и логистическим центром, сомнительно. Ведь банки и биржы находятся в Алматы и переезжать из мегаполиса многие не рискнут.
Опыта строительства городов-спутников мегаполиса в Казахстане пока нет. Однако первый такой город уже появился. В 20 километрах от Нур-Султана вырос населенный пункт «Косшы». В этом году он получил статус города-спутника, однако что из этого получится пока неизвестно.